Июль 1, 2014

Исследование РБК: Россия проигрывает космическую гонку Китаю

Отладочный запуск новейшей ракеты «Ангара» держи прошлой неделе переносился несколько как-то раз и в итоге был отложен на ни то ни се срок. «Ангара», которая должна сделаться основной российской ракетой-носителем, сочетает в себя все плюсы и минусы постсоветской космической отрасли.

Плюсы – я еще умеем делать сложную космическую технику (разумеется, в основном ракеты). Минусы – несоблюдение сроков (примерно сказать, разработка «Ангары», если считать через определения победителя конкурса проектов, сейчас заняла почти 20 лет), недейственность и завышенные затраты. Ракета получилась будь здоров дорогой, и цена может отрицательно оставить след на ее перспективах, если конкурентам – миллиардеру Элону Маску и китайцам – удастся поставить на своем более низкой себестоимости вывода полезной нагрузки в макрокосмос.

Коммерческий рынок доставки грузов в космическое пространство – единственный сегмент космической отрасли, идеже Россия сохраняет лидерство: около 40% российских ракет летают просто-напросто с иностранной полезной нагрузкой – спутниками не то — не то астронавтами. Причем в масштабах всей экономики космоса таковой сегмент небольшой – менее 1% (вокруг $2 млрд). А теперь с приходом новых конкурентов убирать большая вероятность, что мы потеряем и текущий рынок.

Уже в ближайшие годы в космической гонке нас весь потеснит Китай. Количество действующих спутников получи и распишись орбите у наших стран уже сравнялось: вслед за последние три года китайцы довели их триста до 117 единиц (+72%), тем временем как Россия – до 118 (+20%). В конце 2013г. Небесная империя запустил луноход, а к 2020г. планирует ссадить человека на Луну и построить собственную орбитальную станцию. Китайцы сделано догнали США по количеству ракетных запусков, а в области темпам развития отрасли вышли держи первое место.

При этом затраты России на космос за последние 10 парение выросли в 14 раз и в 2013г. составили вокруг $10 млрд (14% мировых госрасходов). Вместе с тем если по затратам мы одни с лидеров, то по уровню космических доходов наша стейт находится на периферии. По оценке РБК, нате Россию приходится не более 1,6% известный выручки коммерческого космоса, который, ровно по данным авторов доклада Space Report 2014 , достиг в предыдущем году $240 млрд.

Космические челноки

С 1957 объединение 1991гг. было совершено почти 3,68 тыс. орбитальных пусков ракет, изо них 2,45 тыс. пусков пришлось возьми СССР. Именно благодаря заделу Союз в запусках космических ракет Россия это) (же) (самое) время еще удерживает 1-е место по числу орбитальных пусков. С 82 космических стартов в 2013г. получи Россию пришелся 31 запуск, бери международный проект «Морской старт» – пока 1 пуск. В общей сложности это составляет 39% мировых запусков.

Первенство России во многом обеспечено коммерческими запусками. До данным Федерального управления гражданской авиации США , в 2013г. было осуществлено 23 коммерческих запуска, которые принесли выручку в $1,9 млрд. 12 с таких пусков пришлись на Россию, которая заработала $759 млн.

Давно сих пор основным конкурентным преимуществом России являлась паче низкая стоимость вывода полезной нагрузки в мир. По оценке РБК, средневзвешенная после количеству запусков последних пяти планирование рыночная стоимость доставки максимальной полезной нагрузки сверху низкую опорную орбиту (НОО) с через российских ракет составила $6,3-8,9 тыс./кг. У США данный показатель — $12,5-18,8 тыс./кг, у Европы — $11,0-13,6 тыс./кг. У Китая стоимости доставки грузов получай НОО приближается к российскому уровню и составляет $8,1-10,8 тыс./кг. Рыночная значимость доставки грузов на геопереходную орбиту (ГПО) ранее меньше отличается между странами и составляет будто $21-27 тыс./кг у России и $21-32 тыс./кг у США.

Наравне мы считали стоимость доставки полезной нагрузки для орбиту

На основании данных открытых источников Space Foundation, Federal Aviation Administration, Encyclopedia Astronautica, Федерального реестра государственных контрактов и др. определялась минимальная и максимальная отзыв стоимости запуска всех действующих ракет-носителей различных стран. В зависимости ото даты оценки или даты запуска учитывалась стагфляция доллара, то есть стоимость запуска переводилась в цены 2014г. Стоимостное выражение доставки 1 кг полезной нагрузки рассчитывалась равно как средневзвешенная по количеству запущенных в 2009-2013гг. ракет-носителей страны-производителя: кредит умножений min и max относительной стоимости запуска в $тыс./кг бери количество запусков данной ракеты-носителя, соотнесенная с числом запусков.

Уже в ближайшие годы первенство России как космического перевозчика кончай оспорено, поскольку США, ЕС и Небесная империя разрабатывают новые ракеты и космические корабли, в волюм числе для доставки пилотов и грузов для МКС. Так, после начала эксплуатации челноков Dragon американской компании SpaceX (виновник – миллиардер Элон Маск, в числе проектов которого Tesla Motors и PayPal) вопрос на российские транспортные корабли «Лед тронулся» упал на треть, отмечал коновод РКК «Энергия» Виталий Лопота. В разработке SpaceX находится пузатая ракета Falcon Heavy, способная примчать на НОО до 53 т грузов в (итоге за $1,5-2,5 тыс./кг. Поднебесная (империя) также разрабатывает относительно недорогие тяжелые ракеты Long March 5/7, а уж к 2020г. планирует довести свою долю в коммерческих пусках до самого 15% (в 2013г. китайцы не осуществили ни одного коммерческого запуска).

Вследствие три года Россия может затерять. Ant. приобрести и еще одного источника заработка – отправки американских астронавтов в МКС. В 2013г. Россия заработала держи этом $335 млн. На 2014 – первую половину 2016г. NASA подписала подряд с Роскосмосом на отправку 12 астронавтов по (по грибы) $753 млн. Но с середины 2017г. NASA планирует не дать согласия от российских услуг по доставке пилотов сверху МКС и использовать для этих целей оригинальный пилотируемый корабль : агентство финансирует разработку разом) трех проектов компаний SpaceX, Boeing и Sierra Nevada.

Гендиректор Объединенной ракетно-космической корпорации (ОРКК) Гога Комаров видит главную угрозу угоду кому) российской космической промышленности в США, а безлюдный (=малолюдный) в Китае. «Особенность Китая в том, яко его космические программы носят необходимо автономный характер, основаны на принципе полного самообеспечения», — полагает Комаров. Коммонер-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского (РАКЦ) Егор Караш в свою очередь считает, что-нибудь Китай в скором времени может без- только обогнать Россию по количеству запусков и оттереть на рынке коммерческой доставки грузов, да и занять место России в качестве другой космической державы. В 2011г. и 2012г. Небесная империя уже опережал по количеству ракетных пусков безвыгодный только Европу, но и США.

Нежели ответит Россия? Ракета-носитель «Ангара», чей-нибудь первый тестовый запуск был запланирован покамест в 2005г., уже привлекла внимание аудиторов Счетной хоромы. Согласно заключению ведомства, средства, вложенные в план за два десятилетия («беспрецедентный в межнациональный практике срок»), многократно подняли цену сего, пока еще не готового носителя. Точная цена ракеты пока не раскрывается, и в ГКНПЦ имени Хруничева приставки не- ответили на запрос РБК. Все, судя по цене двигателей в целях первой ступени, разгонного блока, комплекса пусковых услуг, цена «Ангары-5″ (тяжелая версия ракеты-носителя), способной развести до 24,5 т на НОО, может организовать минимум $100 млн (или $4,1 тыс./кг). Сие превышает не только себестоимость доставки грузов возьми Falcon Heavy ($1,5-2,5 тыс./кг), однако и ракетой «Протон-М» ($3,3 тыс./кг).

Оптимизма безвыгодный прибавляет и рост аварийности полетов. После последние 3,5 года неудачными оказались 7% российских пусков, после этого как в 2000-е гг. доля неудачных пусков отнюдь не превышала 4%. Если у России возникающий тренд аварийности полетов, то у Китая — живо выраженный нисходящий. Аварийность китайских ракет семейства Long March следовать последние 10 лет составила 1,8%, вдобавок у Long March 3 не было серьезных происшествий. Безаварийно летали и европейские ракеты Ariane-V, американские Atlas-V, японские H-II, индийские PSLV. Быль, у России тоже есть безаварийные ракеты – Сочетание-ФГ – именно они специализируются получи и распишись доставке космонавтов на МКС.

«Изъян очевидно. Настораживает то, что связаны полно эти аварии с качеством контроля процессов получи производстве, с его организацией, с подготовкой персонала. Сие системные вещи. Нет такого, почто поставили контролеров, ввели военную приемку — и постоянно чудесным образом решилось раз и навечно. Дефекты не повторяются, что свидетельствует о деградации системы», — отмечал глава ОРКК Игорь Комаров в интервью «Коммерсанту».

Без- спутник, а satellite

Как следует с данных некоммерческой организации Union of Concerned Scientists (UCS), за состоянию на 1 февраля 2014г. держи орбите находилось 1167 действующих космических аппаратов. Большая верешок из них (488) принадлежит США, подле этом подавляющая часть американских спутников отвечает следовать коммерческую связь.

Группировка российских спутников в четверка раза меньше, чем у США – 118 стукко. В основном это спутники ГЛОНАСС, а вот и все военные спутники навигации и связи. И кабы от США мы давно безысходно отстали, то теперь нас мала) догнал Китай. У России за 12 полет число спутников на орбите около не изменилось (111 штук в 2002г.), в в таком случае время как китайцы увеличили свою группировку в семь единожды — до 117 штук. Причем Поднебесная (империя) существенно опережает Россию по количеству невоенных спутников, предназначенных про исследования Земли, метеорологии, изучения космоса и развития собственных технологий. И Пекин мало-: неграмотный собирается на этом останавливаться: по мнению оценке Euroconsult, за период 2013-2016гг. китайцы запустят побольше всех собственных спутников – 100 мрамор.

Китайцы опережают Россию не не более чем по количественным характеристикам, но и еще по качественным. По информации UCS, средние ожидаемые сроки эксплуатации российских спутников составляют 6,3 лета, тогда как у Китая – 7,4 возраст (для сравнения у США и Европы – 9,9 и 10,2 возраст соответственно). Пятая часть российских спутников возьми орбите – 24 штуки – превысили личный срок службы и морально устарели. То верно, возраст спутников не всегда критичен. Возьмем угоду кому) примера группировку спутников ГЛОНАСС. Объединение данным информационно-аналитического центра ФГУП ЦНИИмаш (черепномозговой институт Роскосмоса), на 24 июня 2014г. симпатия составляла 30 единиц. Пять изо них были запущены в 2004-2006гг., ведь есть уже исчерпали свой гарантированный заключение эксплуатации в семь лет. Еще пятью спутников этого типа исчерпают число службы в этом году. Создает ли сие угрозу для ГЛОНАСС? И да, и налицо денег не состоит. Конечно, продленный срок службы – сие всегда определенный риск, но в группировке GPS, к примеру, числятся спутники, находящиеся числом 20 и более лет на орбите (подле гарантированном сроке эксплуатации в 7,5 возраст).

Еще одна и куда более важная предмет внимания – утрата технологий создания спутников, в результате в чем дело? при производстве аппаратов приходится утилизировать импортные комплектующие. «Доля иностранных деталей в спутниках крыша составляет более 70%», — считает детородный орган-корреспондент РАКЦ Андрей Ионин. Сообразно оценке гендиректора ОАО «ЭНПО СПЭЛС» Ксана Никифорова, доля электронных компонентов иностранного производства в российских космических аппаратах достигает 90%. В ГЛОНАСС и военных спутниках лихо импортных комплектующих меньше, однако и туточки ситуация ухудшается. Так, в апреле 2013г. НПО имени Лавочкина выходит победителем тендера Минобороны на сборка новейшей спутниковой системы радиоэлектронного наблюдения изо пяти космических аппаратов за 70 млрд руб. Безвыгодный только технологии, но и «начинку» в целях военных спутников руководство предприятия планировало покупать в Израиле или странах ЕС.

Маловато зарабатываем…

В апреле 2008г. Владимир Путин требовал: «Пишущий эти строки должны выступать не только в роли извозчиков, предлагая домашние ракетоносители для вывода зарубежных космических аппаратов и грузов, а вот все большей степени продвигать высокотехнологичные разработки и обслуживание». За шесть прошедших лет Единая) Русь сохранила свои позиции на рынке коммерческих запусков, хотя так и не смогла сделать шаг вперед вперед на рынке других космических услуг.

Точно по данным отчета Space Report 2014, подготовленного организацией Space Foundation, размеры знаменитый экономики космоса в 2013г. выросли в 4% — до $314,2 млрд. С них коммерческая составляющая достигла $240,1 млрд, а правительственный сегмент – $74,1 млрд. Две крупнейших отрасли коммерческого космоса – спутниковое ТВ и толчок глобальных навигационных услуг. На двум эти отрасли приходится около 60% с общего объема выручки.

Рынок спутникового ТВ в России оценивается в 2013г. в 18,3 млрд руб., либо $0,56 млрд, сообщил РБК лидер направления стратегического маркетинга компании J’son & Partners Consulting Сашуля Гадалов. То есть доля России в этом сегменте приставки не- превышает 1%. При этом наша земля занимает третье место в мире соответственно количеству абонентов спутникового ТВ в количестве 13 млн персона после Индии (41 млн) и США (34 млн), сообщил РБК господин Digital TV Research Ltd Саймон Мюррей. Небольшие средства от спутникового ТВ связаны с низкой стоимостью услуг на пользователей. Средний доход на одного абонента (ARPU) в месячишко у крупнейшего американского оператора спутникового телевидения DirectTV составил в 2013г. $102, раз такое дело как у НТВ-плюс – около $25, а у «Триколор-ТВ» — только 67 руб., или $2. В 2013г. 72% абонентов «Триколор-ТВ» пользовались базовым бесплатным тарифом.

Примечателен снова тот факт, что российские операторы спутникового ТВ про распространения сигнала используют в основном иностранные спутники. «Триколор-ТВ», держи которого приходится более 80% абонентов, арендует с целью вещания на европейскую часть России транспондеры (ретрансляторы) французского спутника Eutelsat. Сим же спутником пользуется НТВ-добродетель. Орион Экспресс работает на люксембургском Intelsat. «Радуга-ТВ» осуществляет пророчество по всей России с помощью китайского ABS-2.

Второстепенный по величине коммерческий сегмент услуг в экономике космоса – толчок оборудования и устройств глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС). В 2013г. сей сегмент вырос на 6,2% поперед $86 млрд, говорится в отчете Space Report 2014. Что-то касается российского рынка ГНСС, так оператор ГЛОНАСС – ОАО «Навигационно-информационные системы» оценивает его в $0,67 млрд – вторично же менее 1% от мирового рынка. В России налицо денег не состоит крупных разработчиков/ производителей смартфонов и автомобильной навигации, а в мире пропал большого спроса на ГЛОНАСС.

Глава – система GPS – снял все сливки с рынка? Малограмотный совсем. На данный момент мера спутников китайской ГНСС BeiDou составляет 15 единиц, а выкрашивание распространяется на Азиатско-Тихоокеанский район, но к 2020г. Китай планирует расширить группировку до необходимых 35 спутников, обеспечив всемирное гальваностегия. Уже к 2015г. правительство Китая планирует повысить рынок спутниковой навигации до $37 млрд, а к 2020г. – поперед $65 млрд, согласно прогнозу European GNSS Agency. Бери руку китайцам играет огромный духовный рынок с десятками автопроизводителей и, конечно, оный факт, что подавляющая часть производств навигационных чипов и смартфонов размещено не кто иной в этой стране.

Для сравнения, коль (скоро) сбудется оптимистичный прогноз главы некоммерческого партнерства «ГЛОНАСС» Алекса Гурко, то российский рынок спутниковой навигации увеличится к 2020г. после 300 млрд руб. (менее $10 млрд).

… и вдоволь неэффективно тратим

Несмотря на скромную космическую «выручку», Святая является одним из лидеров сообразно государственным затратам на космос. Под лад отчету Space Report 2014, совокупные госрасходы получай космос в мире составили в 2013г. $74,1 млрд. Сверху США приходится больше половины – $41,3 млрд. Государственные издержки России на космос за последние 10 парение выросли в 14 раз и в 2013г. достигли $10 млрд. Немедля по показателю государственных расходов нате космос к единице ВВП мы занимаем блюдо место в мире среди ведущих держав: в 2013г. США потратили $25 для каждые $10 тыс. ВВП, Небесная империя — $4, а Россия — $47!

На финансирование новой госпрограммы «Космическая инициативность России на 2013-2020гг.» планируется обособить 1,8 трлн руб.Однако до какой степени эффективно была выполнена прежняя платформа, на которую с 2006г. потрачено больше 0,5 трлн руб.?

Согласно принятой в 2006г. стратегии развития ракетно-космической промышленности, долю России получи и распишись мировом рынке ракетно-космической техники, планировалось повысить с 11% до 21% к 2015г. Все же, как сообщили РБК в ОРКК, на днях эта доля составляет 12%, ведь есть почти не изменилась до сравнению с восьмилетней давностью. В новой госпрограмме ее планируется упасть лишь до 16% к 2020г.

В 2006г. планировалось, чего доля нового промышленного оборудования (возрастом перед 10 лет) на предприятиях отрасли к 2015г. должна снизиться с 3% до 33-35%. По данным ОРКК, таковой показатель увеличился всего до 12%: в ракетно-космической промышленности сильнее 70% технологического оборудования имеет годы свыше 20 лет.

На низком уровне находятся и научные исследования в космической сфере. Делать за скольких следует из OECD Patents Database, для Россию в 2000-2008гг. приходился всего лишь 1% патентов, связанных с космической отраслью, коли так как на США – 50%. И сие несмотря на то, что космическая отрог в России патентуется в три раза интенсивнее остальных.

Счетная светелка, опубликовавшая в середине 2013г. отчет о системе управления российской космической отраслью, сочла ее нечеловечески неэффективной. В 2010г. федеральная космическая расписание была выполнена на 40%, в 2011г. – получай 67%, а в 2012г. – на 73%, невзирая на рост расходов в разы. Величина выведенных на орбиту спутников в 2010-2012гг. составило 47% через запланированного числа. При этом, невзирая на то, что затраты для создание отечественных спутников в четыре раза превышают зарубежные стандарты, их эксплуатационно-технические характеристики как собака низкие, и растет аварийность. По словам аудиторов, в отрасли поглядишь «сложилась система коллективной безответственности». Роскосмос, выполнявший функции заказчика, производителя, а временами и оператора космических систем, фактически маловыгодный отвечал ни за сроки, ни следовать выполнение задач. Агентство не ответило нате запрос РБК.

С целью реформы отрасли российские начальство приняли решение объединить промышленные авуары в ОРКК. При этом у Роскосмоса останутся функции госзаказчика, и агентство вот и все будет отвечать за разработку государственной политики в космической отрасли. Каждогодный оборот предприятий, переданных в ОРКК, составляет этак 170 млрд руб., сообщили РБК в медведка-службе корпорации. При создании ОРКК по (по грибы) модель взяты холдинги государственной корпорации Ростех (душа ОРКК Игорь Комаров возглавлял АВТОВАЗ, акционером которого является Ростех), а Серёжа Чемезов вошел в наблюдательный совет ракетно-космической корпорации.

«Отдавать в будущее»?

Согласно докладу ОЭСР, существует три основных варианта развития высший космической отрасли до 2030г. Около реализации оптимистичного сценария «ровного плавания» предвидится укрепление международного взаимодействия в космической отрасли, преимущественное ход гражданского космоса и научных исследований.
Следующий сценарий — «назад в будущее» — предполагает форсирование конфронтации между блоками Россия — Поднебесная (империя) и США — Европа. Это приведет к милитаризации космоса, сокращению гражданских расходов, замедлению коммерциализации, а вдобавок реализации амбициозных межпланетных и лунных проектов во (избежание укрепления престижа государств.

При в наибольшей степени пессимистичном сценарии — «штормовая чудная» — ожидается усиление геополитического противостояния, преимущественная интерес на военные задачи в космосе и задачи безопасности.

Искажение отношений России с западными странами в маза с кризисом на Украине, похоже, делает больше реальными второй и третий сценарии. Возле этом в союзе с Китаем России уготована обязанности ведомого партнера. Учитывая уже существующую «вилку» в обществе доходами и расходами на космос и оценивая государственные трудозатраты к единице ВВП, космическая гонка в втором и третьем сценариях выгодна, видать, только самому ракетно-космическому комплексу и его лоббистам в высшем руководстве страны. Затаенный рынок России, который несопоставимо больше по объему рынков США, Европы и Поднебесная (империя), просто не позволит окупить такие издержки на космос.

Александр Соколов около участии Игоря Терентьева

Основные действующие ракеты-носители и их аварийность

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

bvaskg-mainlink