Май 24, 2014

Журналисты Reuters выяснили, куда тратились миллиарды РЖД

Компания «РЖД», возглавляемая Владимиром Якуниным — другом президента Владимира Путина, заплатила миллиарды долларов подрядчикам, настоящие хозяева которых неизвестны. К таким выводам пришли журналисты агентства Reuters, проводящие серию расследований о коррупции в России.

На 43 тендерах на общую сумму в $340 млн, которые РЖД провели в 2010-2013гг., соперниками оказались всего две компании — ЗАО «МПЦентр ЖАТ» и «ТрансСервисАвтоматика». По данным Reuters, обе компании зарегистрированы в один день одним гражданином, имели счета в одном банке, а данные конечных бенефициаров так и остались тайной.

Загадочные компании

«МПЦентр ЖАТ» («МПЦ»), выигравшая с 2010г. у РЖД и ее подразделений несколько контрактов в общей сложности на 9 млрд руб. ($270 млн), зарегистрирована в спальном районе на востоке Москвы (в особняке с красной крышей и детской площадкой во дворе). По данным корпоративного отчета, в компании трудились свыше 100 человек. По словам охранника, офис фирмы официально расположен на втором этаже, однако ее сотрудники появляются там раз в неделю.

«МПЦ» — одна из десяти компаний-подрядчиков, которые попали в поле зрения проводящих расследование журналистов Reuters. Судя по условиям тендеров и другой документации, все эти фирмы в сумме получили заказы от РЖД на $2,5 млрд с 2007г. Компании были выбраны из обширного списка, который Reuters предоставил банкир Герман Горбунцов, в настоящее время проживающий в Лондоне. Горбунцов вместе с бизнесменом Андреем Крапивиным («советником» Якунина) был совладельцем Столичного торгового банка (СТБ). Все десять сервисных компаний из списка имели счета в СТБ.

Официально РЖД предлагали контракты частным фирмам по итогам открытых тендеров, но знакомые с делом источники сообщили Reuters, что некоторые из заявителей были тесно связаны друг с другом и работали вместе, чтобы выиграть заказ. Проверить эти заявления агентство не смогло.

Анализ заявок описанных выше десяти компаний показал, что они неохотно снижали цену. Из 185 исследованных тендеров в 79 случаях финальная цена контракта была на 0,5% ниже установленного РЖД максимума. В 35 случаях — на 1% ниже первоначальной цены. Крупнейшими бенефициарами среди этих фирм (по объему выигранных контрактов) стали «МПЦ» и «ТрансСервисАвтоматика» («ТСА»). При этом с 2010г. по середину 2013г. эти компании были единственными соперниками в 43 тендерах на сумму $340 млн.

Головной офис «ТСА» зарегистрирован за пределами Москвы, в 15-этажном комплексе, расположенном недалеко от МКАД. В этом здании репортер Reuters обнаружил бизнес-центр, автосалон, фитнес-клуб, салон красоты, два отделения банков, цветочный магазин и бакалею, но никаких следов «ТСА». Охранник комплекса нашел упоминание о компании в служебном компьютере, но заявил, что у «ТСА» офиса здесь нет.

Еще одно сходство «МПЦ» и «ТСА» — обе компании были зарегистрированы в один день, одним человеком и одновременно открыли счет в СТБ. По словам источника, работавшего в обеих фирмах, это не совпадение: «МПЦ» и «ТСА» являлись частью одной корпорации, которая посылала обе фирмы участвовать в тендерах РЖД, чтобы гарантировать себе в них победу. Тем не менее в корпоративных отчетах у двух фирм разные управляющие, ни один из них не ответил на запрос Reuters.

«Эти компании работают добросовестно, исполняют контракты качественно и в срок. Доказательств их злонамеренности не находилось», — отметил пресс-секретарь Якунина Александр Пирков.

Подставные владельцы

Из десяти исследуемых компаний только у одной — «ЖелТрансАвтоматики» — Reuters нашло зарегистрированный офис, где работали штатные сотрудники. В четырех случаях из десяти в тех местах, где должен был находиться офис фирмы, о ней никто даже не слышал. Эти места включали грузовой склад у автострады, станцию техобслуживания и престижный магазин детских товаров в центре Москвы.

Тип владения «МПЦ» позволяет не афишировать своих акционеров. По официальным данным, у каждой из остальных девяти — по одному-два владельца, всего десять женщин и три мужчины. Те владельцы, следы которых удалось найти Reuters, жили в простых московских многоэтажках. Один из этих людей (по документам, до недавних пор единственный владелец компании) заявил, что никогда этой фирмой реально не владел, а был лишь подставным руководителем, скрывая реальных хозяев.

Этот «липовый директор» рассказал, что знает: его компания работает по заказам РЖД, однако в детали операционной деятельности он не посвящен. По его предположениям, за фирмой стоит Андрей Крапивин, которого Якунин однажды назвал «безвозмездным советником». Собеседник Reuters также сообщил, что знает сына Крапивина Алексея и что тот организует бизнес между РЖД и компанией.

По телефону Крапивин-младший отверг связь его отца с сервисными компаниями и заявил, что тот никогда не был акционером СТБ. Напротив, сам Андрей Крапивин в письменном заявлении для полиции по делу Горбунцова подтвердил, что был акционером СТБ с 2007г. по 2009г. Это подтверждает корпоративный отчет СТБ за 2008г. Пресс-секретарь Якунина Пирков не прокомментировал возможную связь Крапивина с какой-либо из десяти компаний, но исключил возможность правонарушений.

Дорогие проекты

Одним из крупнейших инвестиционных проектов РЖД за последние десять лет стала организация скоростного сообщения между Санкт-Петербургом и Хельсинки. Поезд «Аллегро», который курсирует между Петербургом и столицей Финляндии со скоростью до 220 км/ч, был запущен в декабре 2010г. Инвестпроект стоил 79,7 млрд руб.

Одним из подрядчиков строительства стала компания «Сетьстройэнерго». Как пишет Reuters со ссылкой на документацию госзакупок и данные Горбунцова, с 2007г. по 2013г. эта компания получила от РЖД около $1 млрд. По словам экс-банкира, деньги зачастую переводились на счета нескольких фирм так, что аудиторы и налоговые органы не могли отследить их. Reuters подчеркивает, что в ходе расследования данные о закупках и движении средств РЖД, предоставленные Горбунцовым, были соотнесены с данными из неких независимых источников.

С 2007г. по 2009г. РЖД перевели $772 млн на счет «Сетьстройэнерго» в СТБ, пишет Reuters. 98 переводов на общую сумму $211 млн были немедленно переведены «Строймонтаж». Reuters не удалось установить, кто являлся владельцем компании «Строймонтаж», она была ликвидирована в 2010г., а «Сетьстройэнерго» отказалась от комментариев.

По данным Горбунцова, пишет Reuters, компания «Строймонтаж» быстро переводила полученные средства на счета других фирм. Reuters не удалось установить связь этих компаний с железнодорожным строительством, а их представители оказались недоступны для комментариев. Лишь одна треть полученных средств, сообщает агентство, пошла на строительство инфраструктуры и установку сигнального оборудования.

Одной из компаний, которые получали деньги от «Строймонтажа», стала фирма «Легатта». Ее выручка к декабрю 2007г. составляла всего $3,8 тыс. в год, отмечает Reuters. В то же время, согласно данным Горбунцова, «Строймонтаж» перевела на счет “Легатты” $115 млн.

Владельцы некоторых компаний, получавших деньги от «Строймонтажа», заявили Reuters, что ничего не знают о зарегистрированных на них фирмах. Так, генеральным директором одной из таких фирм — «Трасткома» — числилась Надежда Коростелова, проживающая по документам в южной части Москвы. Когда корреспондент Reuters пришел по указанному адресу, дверь открыла дочь Надежды Василиса. «Несколько лет назад друг друга моей мамы попросил зарегистрировать компанию на ее имя. И до сих пор компании оформляют», — рассказала Коростелова Reuters.

С 2010г. по 2013г. «Сетьстройэнерго» выиграла тендеры РЖД на еще $223 млн. Доступ к информации о компании ограничен, а ее представители отказались отвечать на вопросы агентства. Офис компании занимает одну комнату в одном из бизнес-центров Тушино. Когда корреспондент Reuters приехал туда в рабочие часы, в офисе никого не было.

Перевели Мария Гордеева, Георгий Макаренко

Источник: РБК-экономика

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

bvaskg-mainlink